Как учиться качественнее и быстрее. Лучшие методы

Несомненно, через десяток лет учиться людям будет намного проще, чем сейчас. Научные фантасты любят писать о временах, когда мозг человека будет напрямую связан с компьютером или интернетом. Ведь результатом станет идеальная память и, как следствие, максимально качественное обучение. Здесь мы предлагаем лучшие в истории методы, которые вам точно пригодятся.

Экзокортекс

До этого нам пока далеко, но и сейчас уже люди пробуют применить компьютер в качестве эффективного внешнего мозга человека. Этот процесс называют “экзокортекс”. Термин начал применять Анатолий Левенчук, известный как автор книг в сфере образования.

Словом “экзокортекс” он называет технологии “внешней памяти”. Если немного подумать, то все становится понятным, потому что мы, например, в процессе обучения запоминаем материал, когда его видим, читаем или записываем. Таким образом, письменность — и есть экзокортекс.

Мы в своем двадцать первом веке можем похвастать множеством экзокортексов — это и компьютеры, и планшеты, и конечно смартфоны. Бумага и карандаши, конечно, тоже остаются, но используются все реже и реже (в качестве предметов для запоминания).

А мозг, если его не использовать по назначению, может и остановиться в своем развитии, и люди его активно применяют. А в помощь ему берут разные программки, изобретенные смышлеными программистами. Поэтому нашему мозгу становится все легче учиться, мыслить и просто банально соображать.

 

Зеттелькастен

А теперь расскажем и еще одну историю, которая поможет нам сделать неожиданные выводы о качестве продуктивности мозга. Задолго до деятельности вышеупомянутого автора умных книг жил еще один гений. Это был немец Никлас Луман, и назвать его специалистом в какой-либо области мы не сможем. Почему?

Этот ученый занимался не одной наукой, а несколькими, и за 40 лет своей деятельности написал и издал несколько сотен статей и более 70 крупных книг. Работы его были посвящены математике, кибернетике, биологии, социологии, информатике. При этом каждый год он писал по одной (чаще по две) книги и очень много статей.

Причем ни одна из работ не была написана “абы-как” — в каждой были рациональные мысли и полезные выводы. Это была вовсе не чепуха, а серьезные научные труды. Теперь они считаются классикой, и их изучают студенты вузов.

А теперь — внимание! У Никласа не было компьютера, они писал свои книги ручкой на бумаге или на печатной машинке, которой пользовался с большим трудом (“двумя пальцами”).

В одном из интервью он сказал, что “не придумывает все самостоятельно”, и что продуктивность работы получается благодаря методу Зеттелькастену. Если перевести с немецкого, то это “ящик для заметок”, а если применить к нашему вопросу, то — способ организации мыслей.

Теперь во всем мире эту систему изучают, предлагают, анализируют — так высоко она сама стала цениться в обучении. Предлагаем ее и вам. По пунктам.

  1. Изучая темы, делайте короткие заметки по важным вопросам.
  2. Соединяйте эти заметки, проводя между ними логические связи или теги.
  3. Постоянно вчитывайтесь в созданную “сеть” и актуализируйте ее — убирайте лишнее, добавляйте необходимое.

Подчеркните мысленно красным маркером пункт 2 — он и есть генератор. который превращает заметки в знания. А теперь подумайте, что вам напоминает система Лумана? Верно, интернет.

Личный экзокортекс ученого помогал ему освобождать мозг, оставляя в нем самое важное. А идеи он генерировал благодаря осознанию связей между вычлененными данными.

При этом ученый использовал бумажные карточки и записи ручкой, а сейчас же есть масса возможностей делать то же самое, но более быстро и эффективно. В интернете есть множество программ, которые помогают составлять заметки и автоматически связывать их между собой с помощью ссылок. 

В результате вы получите собственную базу данных, “википедию” с графами и папками. Вот вам и зеттелькастен.

Интервальное повторение

Здесь мы расскажем еще об одном ученом, тоже немецком — Германе Эббингаузе. Этот ученый изучал важнейшее свойство человека, используемое в обучении — запоминание. И вот что выяснил Эббингауз.

Запоминание — это чистая память, и процессы мышления на нее не влияют. Умный немец в ходе экспериментов сначала пробовал метод заучивания. Предлагались бессмысленные слоги — два согласных звука и один гласный, все они не были связаны ни между собой, ни с каким-нибудь понятием, ни ассоциациями.

Однако если даже в первый раз человек повторяет эти слоги без ошибок, то дальше все равно быстро забывает их. Через час после запоминания он забывает около 60 процентов всей информации, а через несколько часов может повторить только процентов 35, а через шесть дней — 20 процентов.

Эббингауз решил применить еще один способ — повторение через определенные интервалы времени.

Процесс интервального повторения проходит в пять этапов:

  1. Первое повторение сразу после запоминания
  2. 20-30 минут после того, как в первый раз повторили
  3. Один день после того, как повторили второй раз
  4. Две-три недели после повторения третьего
  5. Два-три месяца — после четвертого.

Метод приобрел популярность в изучении иностранных языков и был назван “интервальным”. Особенно часто им пользуются в школах — пишут вопрос на одной стороне карточки, ответ — на второй. Если трудно — всегда можно перевернуть и подсмотреть. Так можно запоминать факты, даты, термины, правила и много чего еще. Главное здесь короткая четкая информация.

А если использовать все три метода в обучении, объединить их, то можно добиться небывалых успехов. И мозг разгрузим, и цели достигнем.

 

А теперь
ТОП-3 совета

Не спешите, не рвитесь, а то можете навредить, выдохнуться и все бросить. Нельзя стать программистом за месяц или два. Ни лучшие системы, ни суперская техника не прибавят вам знаний. Нужно стремление, терпение и много часов работы.

Не стремитесь узнать сразу и всё. Выбирайте только самое важное и нужное именно в этот момент. И так постепенно, по мере поступление вопросов. И не обращайте внимания на другие заманчивые предложения. Только нужное!

Дополняйте теорию практикой. Никакая изученная информация не принесет успеха, если ее не “попробовать” на вкус. Когда все будет получаться на практике, появится ни с чем не сравнимая и очень сильная мотивация.